Это довольно редкий жук, занесён в Красные книги некоторых областей России (Нижегородской, Тульской, Рязанской, Воронежской и др.). Большой — длина тела до 42 мм.
Жуки питаются злаками, любят мягкий клевер, лютики, одуванчики, фиалки. Так что взрослые жуки встречаются в степи, на лужайках, на опушке, — там, где много разных трав и цветов. Характерная особенность жуков-нарывников, к которым относится майка, — гиперметаморфоз.
После спаривания самка откладывает яйца. Из них выводятся очень активные маленькие личинки. Они охотятся на одиночных пчёл, подстерегая тех на цветах. Вцепившись в пчелу, личинка добирается до гнезда пчелы, где находит запасы пищи, принесённые пчелой для своего потомства. Мелкая пронырливая личинка, оказавшись в гнезде пчелы, сначала съедает яйцо пчелы. Потом личинка линяет и превращается в малоподвижную «колбаску», которая мало двигается и основное занятие которой — еда. У этой личинки укороченные ноги и нет глаз. Личинка питается, съедая запасы пчелы-хозяина. К осени личинка уходит в почву и превращается в ложнокуколку, в этой стадии она пережидает зиму. Ранней весной из ложнокуколки выходит следующая личинка, которая вскоре переходит в стадию настоящей куколки, и из этой куколки в апреле выходят молодые жуки.
Поскольку взрослые жуки встречаются на травянистых растениях, размножение майки ограничено сельскохозяйственной деятельностью человека: например, распашкой целинных степей. Сейчас жуки с трудом находят участки, пригодные для их размножения — не везде легко найти необходимых им для развития одиночных пчел.
От врагов жуки-нарывники, в том числе и эта майка, защищаются, выделяя из сочленений ядовитую гемолимфу («кровь» насекомых). В их гемолимфе имеется вещество кантаридин, иногда вызывающий у человека волдыри. Так что внутри жуков — жгучая гемолимфа, и хищники, птицы, избегают хватать нарывников. Молодые птицы, несколько раз «обжегшись», приучаются не трогать ярких жуков. Поэтому нарывники часто окрашены очень броско, демонстративно, чтобы птицы лучше запоминали их «ядовитый» облик. Впрочем, именно наша майка не столь нарядна — чёрная с металлическим синим, фиолетовым и зелёным отливом.
Г.Ю. Любарский